//Предпринимателям откроют доступ к данным маркировки

27.12.2022

Предпринимателям откроют доступ к данным маркировки

Правительство России намерено внедрить риск-ориентированный подход в работу системы маркировки товаров, раскрыв предпринимателям доступ об их потенциальных нарушениях в профильной информсистеме. Участникам станет доступна информации различного уровня: от недостатков процессов сертификации продукции до продаж просрочки. Сейчас эти данные доступны только ведомствам-контролерам. Предполагается, что инструмент снизит административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, поскольку позволит им корректировать бизнес-процессы. На рынке инструмент считают полезным, при этом нерешенной проблемой называют наличие арбитража: несмотря на ужесточение требований и контроля за их исполнением, недобросовестному бизнесу пока удается работать в тени. 

Напомним, что правительство развернуло цифровую систему маркировки товаров в рамках многолетней борьбы с контрафактом. Сейчас маркировка — нанесение средств идентификации — распространяется на молочную продукцию, бутилированную воду, лекарства, табак, меховые изделия, обувь и др. и позволяет обрабатывать данные об обороте этих товаров на рынке, формируя цифровую модель отраслей. Наличие данных на разных этапах цепочки создания стоимости позволяет применять риск-ориентированный подход и фиксировать возможные нарушения на каждом этапе — для этого в систему маркировки интегрированы несколько подсистем, которые в автоматическом режиме анализируют все операции с товарами. Интеграция «Честного знака» и системы Россельхознадзора «Меркурий» позволила сократить число нарушителей среди производителей молочной продукции с 17% в июне до 13–15% в октябре.

«Это работает как предупреждающие знаки на дорогах о стоящих впереди камерах: бизнес знает, что совершил нарушение, исправляет его до прихода надзорных органов и больше не допускает», — объясняет суть изменений директор по контрольно-надзорной деятельности Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Антон Гущанский.

В июле ЦРПТ уже провел эксперимент, предоставив данные о возможных нарушениях 63 компаниям. В результате число отклонений от требований к обороту товаров у них снизилось на 50–99%. «Были оперативно обнаружены и исправлены фактические нарушения нормативных требований, выявлены недобросовестные контрагенты и несовершенство бизнес-процессов, а также решены технические проблемы на стороне бизнеса», — сообщают в ЦРПТ. Сопредседатель комитета по цифровым инициативам Ассоциации компаний розничной торговли Анна Орлова обращает внимание, что цифровая маркировка для многих игроков рынка является новшеством. «Ритейл достаточно давно работает с маркированными товарами и заранее отрабатывает возможные накладки и ошибки, тем не менее с учетом человеческого фактора полностью исключить ошибки невозможно. Информация об отклонениях, которая собирается в ГИС МТ, помогает оперативно отслеживать такие случаи и предотвращать нарушения», — считает она.

Участники рынка обращают внимание и на хронические проблемы системы маркировки. Ситуацию прокомментировала руководитель комитета по автоматизации решений для прослеживаемости движения товаров и денежных средств ивановской «Деловой России» Александра Голубева. «С введением маркировки нагрузка на бизнес немного возросла. Отсутствие систем автоматизации у участников рынка увеличивает нагрузку на линейный персонал, поэтому важной задачей является своевременная цифровизация процессов», — рассказала Александра Голубева. Кроме этого, одной из наиболее острых проблем, по ее мнению, остается арбитраж на рынке. «Часть конкурентов как работали всерую, так и работают, разницы никакой», — подчеркивает член ивановского регионального отделения «Деловой России» Александра Голубева.

По материалам издания Коммерсантъ. Полную статью читайте на сайте .